«САМОЗАНЯТЫЕ» ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ИЛИ НЕТ?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной научной статье рассматривается правовой статус лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей («самозанятых») с целью его сопоставления с предпринимательской деятельностью. В связи с увеличением количества лиц, желающих стать «самозанятыми» их легитимация в качестве предпринимателей отмечается центральной методологической проблемой исследования.Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день в законодательстве и доктрине отсутствует однозначность в отношении специфики статуса и характера деятельности «самозанятых». С помощью анализа признаков предпринимательской деятельности, изучения имущественно-управленческих отношений как ее основы, представляется возможным установить предпринимательскую сущность в деятельности «самозанятых» и определить вектор развития единого правового статуса данных субъектов в законодательстве и правоприменительной практике.

Ключевые слова:
«самозанятый», предприниматель, лицо, гражданин, предпринимательская деятельность, государственная регистрация, имущественно-управленческие отношения, признак, метод, налог на профессиональный доход
Текст

Основой рыночного хозяйствования России является предпринимательская деятельность. Согласно ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации ( далее –ГК РФ) предпринимательская деятельность представлена как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Кодексом».

Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация при которой предпринимательская деятельность гражданина возможна без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[1].

Установлениеиной возможности осуществления предпринимательской деятельности приводит к появлению в ней нового потенциального участника.В связи с вступлением в силу Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный налог» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ)[2] в РФ такими участниками стали лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, получившие широко распространенное название - «самозанятые»[3].

Статистика показывает, что число граждан, желающих стать «самозанятыми» ежегодно увеличивается. Так согласно данным Федеральной налоговой службы на февраль 2024 г. их количество составило 9,719 млн человек.

При этом на сегодняшний день в законодательстве отсутствует однозначность в отношении специфики статуса и характера деятельности таких лиц.

Центральной методологической проблемой правового положения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, является отсутствие легитимации данных субъектов в качестве предпринимателей, которая традиционно реализовывалась посредством специального государственного учета, выражающегося в государственной регистрации[4].Хотя «самозанятые» лица полноценно вовлечены в гражданский оборот и реализуют свою деятельность наравне с предпринимателями.

Таким образом, первостепенное значение имеет ответ на следующий вопрос: правильно ли квалифицировать деятельность самозанятого лица в качестве предпринимательской, основываясь на еесодержании и в целях использования существующих для предпринимателей правовых положений?

Для ответа на поставленный вопрос следует рассмотреть правовую природу предпринимательской деятельности.

Здесь важно отметить, что в ходе осуществления предпринимательской деятельности складываются отношения, которые в теории права именуются предпринимательскими.

Предпринимательские отношения, как и предпринимательская деятельность, сформировались на товарно-денежной основе и на регулятивном начале государства, поэтому они включают в себя и те и другие свойства.

По линии товарно-денежных связей появляются имущественные отношения, а регулятивная деятельность государства - не что иное, как управленческие отношения.

Таким образом, основу предпринимательской деятельности составляют имущественно-управленческие отношения. Данные отношения характеризуются следующими признаками:

1) являются отношениями собственности;

2) это волевые отношения;

3) складываются между конкретными субъектами в процессе осуществления предпринимательской деятельности и ее регулирования;

 4) субъектами этих отношений выступают предприниматели (физические и юридические лица)[5].

Посредством анализа признаков имущественно-управленческих отношений, представляется возможным установить предпринимательскую сущность в деятельности «самозанятых лиц».

Итак, во-первых, предпринимательская деятельность характеризуется отношениями собственности. В теории права такие отношения обозначают инициативную и имущественно-распорядительную самостоятельность предпринимателя.

В данном аспекте деятельность «самозанятых лиц» можно отнести к предпринимательской.

Так в соответствии ч. 6 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

В ст. 6 данного закона указано, что объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

То есть «самозанятые лица» для осуществления такого рода хозяйственной деятельности самостоятельно производят товары, выполняют работы, оказывают услуги и также как предприниматели не могут поручать свою деятельность другим лицам. В результате осуществления деятельности, приносящей им доход, они уплачивают налог в рамках специально налогового режима.

Получается разница между «самозанятыми» и предпринимателями в данном случае только в рамках налогового регулирования. Причем для индивидуальных предпринимателей применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» также возможно и не влияет на предпринимательскую сущность их деятельности.

Согласно ст. 23 ГК РФ, «в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Исходя из этого, можно установить, что деятельность таких лиц  в рамках гражданского права является предпринимательской. 

Во-вторых, основу предпринимательской деятельности составляют волевые отношения.

Хотелось бы отметить, что современное предпринимательство строится на трех важнейших методах правового регулирования: методе обязательных предписаний императивными нормами; методе рекомендаций; методе автономных решений. Особое внимание в данном случае необходимо уделить методу автономных решений(субъект по своей воле принимает решение о совершении какого-либо действия в рамках хозяйственной деятельности).

 Так лицо изъявившее желание (выразившее свою волю) приобрести статус «самозанятого» учитывает, что его дальнейшая деятельность будет происходить в рамках нового статуса, а результаты этой деятельности повлекут за собой определенные правовые последствия.Поэтому мотивационная составляющая решений, принятых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по своей правовой природе сходна с решениями принятыми предпринимателями в процессе осуществления их деятельности.

Волевой элемент предпринимательской деятельности «самозанятых лиц» аккумулирует в себе ряд полномочий: право определять направления своей предпринимательской деятельности; право на заключение договоров в рамках их сделкоспособности; право принимать решение о прекращении своей деятельности.

Следующим признаком имущественно-управленческих отношений является то, что они складываются между конкретными субъектами в процессе осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. Предприниматели взаимодействуют как между собой (оперативно-хозяйственные отношения), так и с компетентными государственными органами (хозяйственно-регулятивные отношения).

«Самозанятые лица» являются активными участниками гражданского оборота и также могут вступать в правовые отношения с субъектами предпринимательства.

Вступая в хозяйственно-регулятивные отношения с компетентными государственным  органами «самозанятые лица» исполняют обязательные для них указания. В данном случае в рамках предпринимательского регулирования их деятельность реализуется посредством метода обязательных предписаний императивными нормами; либо в случае консультационного взаимодействия государственных органов с «самозанятыми»- метода рекомендаций.

 Помимо налоговых органов, которые осуществляют регистрацию и налоговый учет «самозанятых лиц», их деятельность подконтрольна, например, лицензирующим органам.

Федеральный закон № 422-ФЗ не содержит ограничений для лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя для осуществления лицензируемых видов деятельности. Таким образом, лицензирующий орган также как и от предпринимателей требует от «самозанятых лиц» соблюдения условий, которые содержатся в лицензии при осуществлении ими лицензируемой хозяйственной деятельности.

В то же время дискуссионным является вопрос об отнесении споров связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возникающих между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве ИП («самозанятыми лицами»), и иными предпринимателями, государственными органами и организациями, органами местного самоуправления.

В современной доктрине превалирует мнение, согласно которому именно арбитражные суды должны рассматривать споры с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве ИП. Данное мнение основывается на правилах формально-юридической логики: если «самозанятые» осуществляют предпринимательскую деятельность, то споры с их участием все равно должны рассматривать арбитражные суды[6].

Но суды считают, что с точки зрения процессуального законодательства «самозанятые» являются физическими лицами, поэтому их спор будет подсуден суду общей юрисдикции.

При таком правоприменительном подходе возникает ощущение об отсутствии готовности судов приравнивать деятельность «самозанятых лиц»к предпринимательской, несмотря на характер их деятельности и законодательный вектор развития отношений в данной области.

Так, подобная позиция судов проходит параллельно с российскими национальными проектами«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которые направлены на активное развитие предпринимательства в четырех областях, первой из которых является создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми лицами[7].

Законодатель, учитывая направление развития стратегических актов, считает необходимым легально установить предпринимательскую сущность в деятельности «самозанятых». Предполагается распространить действие Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ  в части включения «самозанятых лиц» в перечень хозяйствующих субъектов для цели предоставления им государственной и муниципальной поддержки в виде преференций наравне с предпринимателями.

Компетентный в данном вопросе государственный орган, Федеральная антимонопольная служба России считает, что подобные законодательные изменения не приведут к риску распространения на указанную категорию избыточных обязанностей, а наоборот послужит «иммунитетом», который предусмотрен законом в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, данный признак имущественно-управленческих отношений также определяет сущность «самозанятых лиц».

И в-четвертых, субъектами имущественно-управленческих отношений выступают предприниматели (физические и юридические лица).

Традиционно государственная регистрация лица в качестве предпринимателя являетсяосновной из составных частей их правового статуса. 

Но введение гражданско-правового режима «самозанятых» лиц заставляет переосмыслить количество элементов предпринимательской деятельности. Государственная регистрация для них фактически не имеет правоустанавливающего значения. В данном случае, как справедливо отмечается в литературе, прослеживается не логика права, а налогово-бюджетный интерес.

При этом характер деятельности «самозанятых» лиц не подвергается каким-либоизменениям, которые могли бы обосновать утрату такой деятельностью качества предпринимательской.Ведь регулирование предпринимательской деятельности не ограничивается государственной регистрацией, а носит более широкий харкетер.

По мнению Минтруда и социальной защиты РФ[8],понятия «предпринимательство» и «самозанятость», по сути, являются однокоренными понятиями, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающимися по признаку формальной легализации.

Таким образом, отвечая на вопрос, поставленный нами в теме статьи, можно уверенно сделать вывод, что «самозанятые лица» являются предпринимателями, так каких деятельность имеет все основные признаки предпринимательской деятельности, исходя из анализа имущественно-управленческих отношений как ее основы.

И хотя правовой статус «самозанятых» в ГК РФ не определен, тот факт, что возможность осуществления деятельности без государственной регистрации в качестве индивдуального предпринимателя закреплена в понятии предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ), еще раз подтверждает, что законодатель считает данную деятельность предпринимательской.

Так как деятельность «самозанятого» обладает всеми признаками предпринимательской и при этом предполагает специфический статус лица, которое ее осуществляет, то представляется целесообразным привести к единообразию законодательство для точного понимания сущности деятельности «самозанятого» всеми отраслями права, а также разработать единое в теории и практике понятие лица, осуществляющего деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя («самозанятого»). 

 

[1]  Ванин В.В., Тихонов В.В. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации: новелла ст. 2 ГК РФ // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 6. С. 141 – 143. 

[2] Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ https://www.consultant.ru/

[3]Исходя из общей нормативной неопределенности, здесь и далее термин «самозанятый» употребляется условно как собирательная категория в связи с отсутствием легального определения.

[4]Ванин В.В., Тихонов В.В. Правовое положение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации // Право и бизнес: правовое пространство для развития бизнеса в России.- М.- 2020г.

[5]Предпринимательское право: учебник/ Под науч. ред. д.ю.н. С.А. Зинченко, к.ю.н. проф. Г.И. Колесника.- 5-е изд. перераб. и доп.- М.; Академцентр, 2012.-464 с.

[6]Тихонов В.В. Процессуально-правовая природа споров с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве ИП // Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 3. С. 86 - 92.

[7]В Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 « О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» указано, что задачей в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" является увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.

[8]Письмо от 03.03.2020 № 16-1/В-878 https://www.consultant.ru

Список литературы

1. Ванин В.В., Тихонов В.В. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации: новелла ст. 2 ГК РФ.-Проблемы экономики и юридической практики.-2017 г.

2. Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ https://www.consultant.ru

3. Ванин В.В., Тихонов В.В. Правовое положение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации .-Право и бизнес: правовое пространство для развития бизнеса в России.- М.- 2020г.

4. Зинченко С.А. Предпринимательское право: учебник.- 5-е изд. перераб. и доп.- М.; Академцентр, 2012.-464 с.

5. Тихонов В.В. ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В КАЧЕСТВЕ ИП.- ЖУРНАЛ.-Северо-Кавказский юридический вестник.- 2023 г.

6. Письмо от 03.03.2020 № 16-1/В-878 https://www.consultant.ru

Войти или Создать
* Забыли пароль?